Переключение передач
Перед началом длинного крутого подъема включается та передача, на которой можно преодолеть весь подъем без остановок и переключения передач. На подъем следует двигаться под прямым углом к гребню, избегая остановок, поворотов и резкого изменения частоты вращения вала двигателя.
При скатывании назад из-за буксования или остановки двигателя необходимо затормозить машину, не допуская прокрутки вала двигателя в обратную сторону. По командам командира включить передачу заднего хода и, соблюдая меры безопасности, спустить машину вниз; вновь повторить преодоление подъема по другому, более выгодному направлению.
На машинах с ПМП длинные крутые подъемы нужно преодолевать на передаче выше той, на которой обеспечивается безостановочное движение. После того как частота вращения вала двигателя снизится до соответствующей максимальному крутящему моменту, пычаги переводятся в первое положение. В случае необходимости изменить направление движения машины на подъеме повороты следует выполнять плавно.
При скатывании машины назад с уклона с работающим двигателем и включенной передачей следует быстро выжать педаль оцепления и одновременно остановить машину тормозом, установить рычаг переключения передач в нейтральное положение и повторить трогание.
На машинах с БКП при трогании на подъеме нельзя допускать остановки двигателя, так как в этом случае система гидроуправления не будет работать и машина не затормозится рычагами управления. Во избежание скатывания машины запрещается выжимать педаль сцепления до полного торможения остановочным тормозом.
Максимальный уклон, при котором машина не теряет управляемости, называется предельным углом спуска. Величина его тем больше, чем выше значение коэффициентов сцепления и сопротивления качению.
На спусках следует двигаться, как правило, на той передаче, которая обеспечивает надежное управление и безопасность движения.