Инженерные средства
Инженерные средства и сооружения на местности, предназначенные для воспрепятствия проходу или замедления движения машин либо для вывода их из строя путем повреждения, называются заграждениями. К заграждениям относятся противотанковые минные поля, фугасы, противотанковые рвы, эскарпы и контрэскарпы, лесные завалы, надолбы, различные разрушения и завалы, обледенелые скаты, снежные валы и т. п.
Возможности преодоления препятствий и заграждений обусловливаются соотношением потребных для движения сил тяги по двигателю и сцеплению, а также силы инерции, высотой зацепа, допустимой величиной жесткого удара, из-за которых может быть травмирован экипаж или повреждена машина, и параметрами, определяющими устойчивость машины.
Сложные препятствия преодолеваются машинами, как правило, после устройства проходов, частичного разрушения препятствий или с использованием средств, повышающих проходимость машин.
В боевой обстановке противотанковые препятствия прикрываются огнем противника. Поэтому чем быстрее они преодолеваются, тем меньше вероятность поражения машины.
Другие машины минно-взрывные заграждения преодолевают по сплошным или колейным проходам. Сплошные проходы проделываются, как правило, взрывным способом инженерно-саперными подразделениями шириной не менее 6 м и обозначаются указками. По ним возможно движение любых машин.
Колейные проходы проделываются танками, оснащенными ножевыми и Катковыми тралами. Границы внутренней непротраленной полосы видны по бороздам от Катковых и ножевых секций. По таким проходам могут двигаться танки, не оснащенные противоминными тралами.