Остановка гусеничных и колесных машин
Остановки гусеничных и колесных машин на спусках производятся так же, как и на подъемах.
При движении по косогору направление силы тяжести машины смещается в сторону крена и вследствие неравномерной нагрузки на гусеницы изменяются величины сил сопротивления движению и боковому смещению — Разность этих сил возрастает с увеличением угла крена и вызывает увод машины в сторону спуска.
При движении по косогору с боковым креном сила тяжести машины раскладывается на сцепной вес Gcu и силу бокового увода Gp, направленную вдоль уклона грунта и тянущую машину в сторону крена. Если сила бокового увода превысит величину силы бокового сопротивления грунта, то машина начнет сползать юзом. Величина предельного угла крена зависит от сцепных свойств грунта. Чем больше коэффициент ф сцепления гусениц с грунтом, тем с большим углом крена может двигаться машина.
Устойчивость машины от опрокидывания в сторону носовой части или кормы называется продольной устойчивостью, а от опрокидывания на бок — поперечной устойчивостью. Машина сохраняет устойчивость, пока равнодействующая внешних сил, приложенная к центру тяжести, не выйдет за пределы площади, ограниченной опорной поверхностью гусениц.
Опрокидыванию машины способствуют большие инерционные силы, поэтому нельзя допускать резкого торможения на крутом спуске и крутых поворотов при движении с большим креном.